Часто задаваемые вопросы

1. Что изменилось в правилах передачи ПЦР-тестов при въезде в Россию?

При возвращении из других стран россияне должны сдать ПЦР-тест и загрузить его результаты на Госуслуги. Раньше это нужно было сделать в течение 3 дней после въезда. С 30 июля этого года на передачу теста дается 4 дня.

Важно! Уточнение срока касается только передачи теста через Госуслуги. Сделать исследование по-прежнему нужно в течение 3 дней по возвращении. До получения его результата необходимо соблюдать режим изоляции.

ПЦР-тест и режим изоляции не нужны, если есть сертификат:

- о вакцинации в течение 12 последних месяцев;

- о перенесенном заболевании в течение 6 последних месяцев.        

2. Что изменилось в порядке въезда в Россию для иностранцев, являющихся родственниками граждан Российской Федерации?

С 12 июля 2021 года вступили в силу пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 1 июля 2021 года №270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статью 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно нововведениям в статье 2 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон) определен круг близких родственников (супруг, супруга, родители (усыновители), дети (усыновленные), супруги детей, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки), которым в соответствии с пунктом 4 статьи 25 Закона может быть выдана обыкновенная частная виза на срок до 3-х месяцев либо на основе принципа взаимности на срок до 1 года на основании решения руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, принятого по заявлению на имя руководителя российского загранучреждения в письменной форме гражданина Российской Федерации о въезде иностранного гражданина, являющегося его близким родственником или членом его семьи. Такое заявление подается российским гражданином лично или через официальный российский визовый центр.
В случае отсутствия возможности обратиться за визой лично потребуется оригинал соответствующего заявления, удостоверенный российским нотариусом.  При этом наличие или отсутствие у российского гражданина регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации не ограничивает возможность реализации им данного права.

В заявлении в письменной форме гражданина Российской федерации о въезде иностранного гражданина, являющегося его близким родственником, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство, пол, номер паспорта, адрес регистрации и адрес фактического места жительства российского гражданина (в случае проживания на территории России), а также фамилия, имя, остальные имена, дата рождения, гражданство, пол, номер паспорта, кратность визы, цель поездки, запрашиваемый период въезда в Российскую Федерацию, место предполагаемого проживания лица, обращающегося за визой, и города посещения.

Одновременно с заявлением необходимо будет представить оригинал либо нотариально заверенную копию документа, подтверждающего степень родства (свидетельство о браке, рождении и т.д.).

Кроме этого, в соответствии с пунктом 6 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. №335, иностранный гражданин обязан представить в российское загранучреждение действительный заграничный паспорт, визовую анкету установленного образца, фотографию и полис медицинского страхования. Также в соответствии со статьей 37 Консульского устава Российской Федерации, утв. Федеральным законом от 5 июля 2010 года №154-ФЗ, необходимо оплатить консульский сбор за оформление визы.

При этом сохраняется возможность обращения российских граждан в территориальные органы МВД России для оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию, в том числе в электронной форме.

3. Что нужно знать касательно запрета и согласия на выезд ребенка за рубеж?

Запрет на выезд – это ограничение, которое может наложить один из родителей ребенка. При его наличии никто не сможет вывезти ребенка за границу. Информация о запрете проверяется при прохождении погранконтроля. Соответствующее заявление о несогласии на выезд необходимо подавать в подразделение по вопросам миграции МВД России по месту жительства одного из родителей или ребенка. Сведения передаются погранслужбе для контроля. Отозвать запрет может лишь тот родитель, который его наложил. Также отменить его можно в судебном порядке.

Согласие на выезд – это документ, подтверждающий факт того, что оба родителя или один из них не против поездок ребенка за границу с другими людьми (родственником, тренером и т.п.) или без сопровождения. В отсутствие запрета с одним из родителей ребенок может выехать из Российской Федерации без согласия второго родителя.

Согласие оформляется у нотариуса. Оно может быть выдано для конкретной поездки, до определенного возраста или с ограниченным сроком – например, на год, два и т.д. По окончании поездки или срока оно перестает действовать.

 4. Что изменилось в порядке въезда в Россию с 7 июля?

Роспотребнадзор изменил упростил для россиян порядок въезда в Россию из-за рубежа.

Если имеется сертификат о прививке от COVID-19 – сдавать тест при въезде и находиться на самоизоляции не нужно. Сертификат получается через портал Госуслуги и действует полгода.

Если имеется сертификат о перенесенном COVID-19 – сдавать тест при въезде и находиться на самоизоляции не нужно. Сертификат получается через портал Госуслуги и действует полгода. 

Нет сертификатов – необходимо сдать один ПЦР-тест в течение трех дней со дня прибытия. До получения результатов теста соблюдайте самоизоляцию. Результаты теста нужно загрузить на Госуслуги самостоятельно.

Анкету прибывающего нужно заполнять всем, независимо от от наличия сертификата о прививке или о болезни.

Сертификаты о прививке или перенесенной болезни, выданные за рубежом, не принимаются – только с Госуслуг.       

5. Что следует учитывать, выезжая в Египет?

Согласно распоряжению Министерства здравоохранения Египта все прибывающие в страну иностранные граждане обязаны предъявить справку с отрицательным результатом ПЦР-теста на коронавирус, содержащую QR-код. Документ представляется на английском или арабском языках с печатью и реквизитами медицинского учреждения.

Анализ методом ПЦР должен быть взят не более чем за 72 аса до въезда в Египет.

По решению египетских властей с одного до трех месяцев увеличен допустимый срок пребывания российских граждан в стране с туристическими целями.      

6.  Что следует дополнительно предпринять для обеспечения своей безопасности за рубежом?

МИД России настоятельно призывает граждан, отправляющихся за рубеж, заключать договор добровольного медицинского страхования.

Наличие страхового полиса значительно облегчает получение медицинской помощи при болезнях и травмах, а его отсутствие может обернуться такими расходами, к которым ни сам гражданин, ни его родственники не будут материально готовы.

Согласно статье 14 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» оплата медицинских услуг, расходы, связанные с эвакуацией по медицинским показаниям, а в случае летального исхода – возвращение останков на Родину осуществляются за счет страхового полиса.

В случае отсутствия указанного документа расходы на оказание медицинской помощи, в том числе в экстренной и неотложной формах (включая медицинскую эвакуацию) за пределами Российской Федерации несет сам россиянин или лица, заинтересованные в оказании ему соответствующей помощи.

7. В каких случаях можно пересечь государственную границу Российской Федерации в период действия общих мер, направленных на нераспространение новой коронавирусной инфекции на территории нашей страны?

В настоящее время продолжается работа на уровне Правительства Российской Федерации, профильных министерств и ведомств по организации вывоза в Россию с территории иностранных государств наших соотечественников, вынужденно находящихся в период пандемии за рубежом, оформивших соответствующие заявки на портале Госуслуги.

Основания для въезда в Россию в иных случаях, а также для выезда за рубеж указаны в распоряжениях Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года №635-р и от 27 марта 2020 года №763-р. Их достаточно много, перечни периодически дополняются и уточняются.

Подтверждать наличие соответствующих оснований при пересечении границы следует документами (их копиями), поименованными в указанных нормативных актах.

8. Нужно ли гражданину Российской Федерации, выезжающему в страны ближнего зарубежья, иметь заграничный паспорт гражданина Российской Федерации в обязательном порядке?

В каждом случае следует руководствоваться действующими международными договорами (соглашениями), нормативными актами Российской Федерации, касающимися регулирования взаимных поездок граждан. Так, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 г. №341 «О взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Казахстан» (принято в связи с Совместным заявлением Президента Российской Федерации и Президента Республики Казахстан о решении установить особый режим взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Республики Казахстан), российскому гражданину достаточно иметь внутренний паспорт гражданина Российской Федерации (для граждан Российской Федерации, не достигших 14 лет – свидетельство о рождении).

Аналогичные договоренности Российской Федерацией достигнуты с Республикой Беларусь (Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств-участников союзного государства. Подписано в Санкт-Петербурге 24 января 2006 года), с Киргизской Республикой (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2005 года №575 «О взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Киргизской Республики»).

В качестве же общего действует правило о необходимости иметь заграничный паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами России, в случае его отъезда за рубеж.

9. Куда следует обращаться по вопросам, касающимся несогласия на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации?

Во исполнение статьи 21 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» приказом МВД России от 11 февраля 2019 года№62 утвержден Порядок подачи, рассмотрения и ведения учета заявлений о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2003 года №273.

Согласно пункту 1 данного Порядка прием и учет заявлений осуществляется подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях по месту жительства (пребывания) одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации или несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, в отношении которого подается заявление.

Дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации осуществляет прием и учет таких заявлений по месту постоянного проживания заявителя за пределами Российской Федерации.

Рассмотрение заявления включает в себя принятие решения по заявлению, а также подготовку и направление уведомления заявителю и информации о принятом заявлении в Департамент пограничного контроля Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

В случае, если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своем несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке (статья 21 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ).

Позиция Конституционного Суда Российской Федерации по ряду аспектов применения указанной нормы закона изложена в Постановлении от 25 июня 2020 года №29-П.

10. Как получить документы от компетентных органов (организаций), находящихся за рубежом?

Истребование личных документов с территории иностранного государства является государственной услугой, регламент оказания которой установлен Приказом МИД России и Минюста РФ от 29 июня 2012 г. №10489/124 (далее – Административный регламент).

Согласно пункту 2 Административного регламента обязанность по оказанию соответствующей государственной услуги заявителю, находящемуся на территории Российской Федерации, возложена на МИД России, Минюст России, территориальные органы Минюста России.

Получателями государственной услуги при истребовании личных документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, об образовании, о трудовом стаже и других документов, касающихся прав и интересов заявителей являются:

- российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых истребуются документы;

- родственники умершего или другие заинтересованные лица в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло (в случае обращения об истребовании документа о государственной регистрации акта гражданского состояния);

- родители (лица их заменяющие) или представители органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия (в случае обращения об истребовании документа о государственной регистрации акта гражданского состояния);

- иное лицо в случае представления доверенности, удостоверенной в установленном порядке, от лица, имеющего в соответствии с настоящим актом право на получение документов.

В случае истребования документов с территории государств - членов Содружества Независимых Государств (СНГ) для истребования личных документов в соответствии с Административным регламентом заявитель вправе обратиться по почте в орган ЗАГС по месту жительства, главное управление (управление) Минюста России по субъекту Российской Федерации или Минюст России.

Если документы необходимо истребовать из государства, не входящего в состав стран-участниц СНГ, заявителю необходимо обратиться в Консульский департамент МИД России (далее – КД МИД России).

Представительство МИД России в г. Красноярске, являясь территориальным органом указного ведомства, может в рамках своей компетенции при необходимости содействовать процессу оказания услуги.

В соответствии с пунктом 16 Административного регламента в КД МИД России заявителю необходимо направить следующие документы:

1) заявление об истребовании документа по форме, указанной в приложении №5 к Административному регламенту (на каждый истребуемый документ – отдельное заявление);

2) документ об уплате государственной пошлины (согласно подпункту 53 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации ее размер составляет 350,00 рублей за каждый истребуемый документ);

3) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) копия документа, подтверждающего родство с умершим лицом, чьи документы запрашиваются.

Бланки заявления и документа об уплате государственной пошлины Вы можете скачать с Консульского информационного портала www.kdmid.ru (раздел «Консульские функции на территории России», подраздел «Истребование личных документов»).

Срок предоставления государственной услуги при истребовании документов с территории иностранного государства, с учетом обращения в его компетентные органы, не должен превышать 6-ти месяцев со дня регистрации в КД МИД России всех надлежащим образом оформленных документов. В случае неполучения истребуемых документов, утери документов срок продлевается руководителем КД МИД России на 3 месяца. Срок выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги – 15 рабочих дней со дня поступления в КД МИД России истребованного документа (пункт 14 Административного регламента).

Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления услуги (пункт 20 Административного регламента) являются следующие: 1) заявление об истребовании документа не поддается прочтению; 2) отсутствуют данные об истребуемом документе, предусмотренные в заявлении об истребовании документа; 3) отсутствует документ, подтверждающий уплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов; 4) непредставление необходимых документов.

Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является наличие международного договора, участником которого является Российская Федерация, устанавливающего иной порядок истребования документов или отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий МИД России, Минюста России, территориальных органов Минюста России на истребование документов (пункт 21 Административного регламента).

11. Чем регулируется порядок расследования правонарушения (преступления), а также привлечения к ответственности виновных лиц в случае совершения противоправного деяния на территории иностранного государства в отношении гражданина Российской Федерации?

Необходимые процессуальные мероприятия осуществляются в соответствии с международными договорами о правовой помощи по уголовным делам, заключенными Российской Федерацией с конкретным государством, центральными компетентными органами Российской Федерации, определенными конкретным двусторонним актом.

С текстами международных договоров (конвенций, соглашений) Российской Федерации с иностранными государствами можно ознакомиться на Консульском информационном портале www.kdmid.ru (раздел «Двусторонние отношения»).

12. Каким образом можно воспрепятствовать выезду должника из России за границу?

В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» право гражданина Российской Федерации на выезд гражданина из Российской Федерации может быть временно ограничен в случае, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств, либо до достижения согласия сторонами.

На основании статьи 16 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской Федерации, предусмотренных статьей 15  настоящего Федерального закона, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган выдает гражданину Российской Федерации соответствующее уведомление.

В случае, если выезд из Российской Федерации гражданина Российской Федерации ограничен по основаниям, предусмотренным подпунктами 3 - 5 статьи 15 указанного Федерального закона, его паспорт (паспорта) подлежит (подлежат) изъятию уполномоченными органами и направляется (направляются) в государственный орган, осуществивший выдачу паспорта (статья 18 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ).

Также согласно части 1 статьи 67 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе следующих требований:

1) требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, если сумма задолженности по такому исполнительному документу превышает 10 000 рублей;

2) требований неимущественного характера;

3) иных требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 000 рублей и более.

 

13. Истребование сидетельства о регистрации актов гражданского состояния на бланках, которые в период СССР предназначались для использования за рубежом.

В последнее время участились обращения в Консульский департамент МИД России, а также Представительство МИД России в г. Красноярске с просьбами об истребовании свидетельств о регистрации актов гражданского состояния на бланках, которые в период СССР предназначались для использования за рубежом.

При этом многие из заявителей позиционируют себя в качестве граждан СССР, истребующих документы из Российской Федерации как из иностранного государства. Вместе с тем указанные ими почтовые адреса свидетельствуют о том, что они пребывают/проживают на территории России.

В этой связи хотели бы обратить внимание на следующее.      

    1. Постановление Совета Министров СССР от 30.03.1976 г. № 209 «Об утверждении форм свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, предназначенных для использования за границей» признано недействующим на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.1998 г. № 709 «О мерах по реализации Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

    2. Для оформления повторных свидетельств об актах гражданского состояния гражданам, проживающим на территории Российской Федерации, надлежит обращаться в орган ЗАГС по месту жительства либо в многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

    3. В случае, если речь идет об истребовании документов ЗАГС из стран СНГ, то соответствующее заявление подается либо в ЗАГС по месту жительства, либо в территориальный орган Минюста России. По линии МИД России государственная услуга по истребованию документов ЗАГС предоставляется только в случаях, когда требуется получить соответствующие свидетельства из стран дальнего зарубежья. При этом отмечаем, что законодательство некоторых иностранных государств (в частности США, Израиля и др.), предусматривает возможность только личного обращения заявителей в соответствующие компетентные органы (либо через уполномоченных заявителями адвокатов), исключая опцию истребования документов через российские загранучреждения.